?

Log in

No account? Create an account

До того | После того

Правильная пирамидка

Научить "правильно". Для меня научить ребёнка делать что-то "правильно", это всё равно, что учить солнце правильно светить, деревья правильно расти, цветы правильно цвести. Правильно надевать колечко пирамидки, правильно лепить шарик и колбаску из пластилина, правильно рисовать круг, правильно петь, правильно лазить по шведской стенке, правильно сложить машинку из лего. Правильно слепить из ребёнка компрачикоса. Сразу засунутого в правильные стандарты. Маленький робот с уровнями развития моторики - крутим настройки и выводим на дисплей. Руки - гаджеты, которые призваны выполнять функции. "Правильно" - это когда развитие надо выпрямить, заковать в норму, как будто перед кем-то надо отчитываться, сколько болтов будет производить ваша фабрика. Команда юных фрезеровщиков, которые будут делать одинаковые втулки, родитель, давай, затачивай ручки для втулок и втулки для ручек. Домик - это квадрат, треугольник и маленькие четырёхугольники - двери, окна и труба. А у кошки четыре ноги, позади у неё, конечно же, длинный хвост. А как пострадает кошка, если, скажем, у неё будет 5 ног и вместо хвоста - перо жарптицы? Это только у социалистических писателей типа Джанни Родари все такие несчастные, потому что угнетены проклятыми буржуинами, что стоит вам нарисовать кошко без ноги, и реальная кошка останется без конечности. А домик состоит из кругов и фиструлин неправильной формы. Да, в доме надо жить. Да, дом - функционален, пусть его строил Гауди, в нём селятся, и аляповатые эллипсы не мешают завтракать свою яичницу на прямой поверхности, а лестница не ведёт в тупик. Но разве наш с вами собственный дом вдруг пойдёт пузырями, так что обои застелют пол, а стулья окажутся на потолке? Конечно, детская фантазия меняет реальность. Даже меняет будущее. Но парадокс в том, что ребёнок практически никогда не ищет реальных ответов на свои вопросы о мироздании. Он и так сто лет знает, что кошка - это кошка. Что стол - это стол. Но ужасно скучно, что стол - это пежня о четырёх ногах. У стола прибитый гвоздями образ. Чем ворон похож на письменный стол? (с) Алиса уже как раз подошла к возрасту, где её научили "правильно". Держи вилку слева, нож справа, будь хорошей девочкой. Вытачивай втулки, а то машина не поедет, мысли реально, а то замуж не возьмут. 200 лет назад, кто мог подумать, что вот эти вычурных форм металлические конструкции, покрытые блестящим лаком, матовые, разноцветные, будут мчаться по дорогам (из твёрдого материала, который можно будет класть прямо на земельку) со скоростью шайтана?
Чашка рано или поздно станет чашкой, вот такой ёмкостью, в которой жидкость будет удерживаться, из которой удобно пить, чтобы по усам не текло и в рот попадало. Потому что можно уметь тачать втулку, но если уметь самостоятельно анализировать, КАК втулка стала втулкой, почему кубик не катится, а шарик катится, почему стул на трёх ногах не стоит, то ты автоматически познаёшь все законы в пространстве. Если тебя сразу учат "правильно", и "не надо делать неправильно", то ты просто проскакиваешь тот момент познания, в котором ты сам видишь работу законов природы, физики, химии.
Или, ну, допустим, научили мы ребёнка "правильно" пользоваться этим материальным миром. Взрослые люди, якобы познавшие суть вещей, наделили их названиями, функциями и прямо с младенчества навязывают эти шаблоны дальше. Но мир полон абстрактных задач, которые невозможно решить одними стандартами. "Правильно играть", "правильно общаться" - до того момента, пока человек не поставлен в ситуацию, где нет правил, и задача требует творческого подхода. Не стандартного. Дай название ЭТОМУ САМ. Надели ЭТО функциями. Стань творцом. Но уже запрограммированный маленький стандарт не может посмотреть на ситуацию иначе. "Правильно" здесь делать не научили.
Вакцинация шаблонами. Мир чётко поделили на 4 части и больше измерений не предполагается. Рота подъём, рота копать, рота жрать, рота спать! Люди, которые не видят того, ЧТО стоит ЗА образом предметов, не видят ничего, кроме слов, которые обязаны обозначать определённые вещи. Предметов, которые обязаны обозначать определённые функции. Стихи - ямб и хорей и обязательно, чтобы было "правильно". "Правильно" - это понятно. А непонятно - значит не юзабельно. Съесть нельзя, печь растопить нельзя - нафик тогда оно вообще. Хотя ведь чаще всего ребёнок  играет именно в несуразные предметы и с большим удовольствием наделяет вещи одного свойства совершенно другими. Потому что ребёнок смотрит ЗА грань шаблонов. Но нет, надо его увести из мира "сказак где тожы лубят булачкы"(с) и заставить использовать краску, чтобы красить, ложку, чтобы есть, а стул, чтобы сидеть. И "палочки должны быть попендикулярны"(с). Строго. Все надевают колечки пирамидки на палочку. Если ты складываешь колечки, например, в хаотичном беспорядке: один на голову пупсу, другой - в пакетик, третий в глотку резиновой лягухе, четвёртый выбросишь в коридор - всё. Ты - аутсайдер. И это при том, что правильно построенная пирамидка не учит сама по-себе законам жизни.
Чувство пирамидки. Кому оно знакомо, это ощущение пирамидки? Замороженный образ вещи, без чувств, без интуитивной основы того, что являет собой мир вокруг. Вот склеил 9 коробочек из бумаги, потом склеил их между собой, потом стал думать - как это использовать. А! Сделаем из этого подставку для ручек и карандашей. Но бумага-то мягкая и гнётся, карандаши тяжёлые и выпадают. Значит её так нельзя использовать. И воды в неё нельзя налить - размокает. НЕ летает. Зато плавает. Правда, не долго. А зачем заранее говорить, что "не получится"? Пусть нальёт воду.  Цветок у нас не спрашивает, как ему распускаться и закрывать лепестки, он вырастает, мы любуемся, удобряем, поливаем, спасибо цветку за то, что он терпит вообще, что его называют "цветок" (а почему не, скажем, "лапоть"?). Ребёнок приходит в мир без названий, без навязанных стереотипов, и ему стараются быстро навязать определённый образ мышления. Странно, что кого-то удивляет вопрос: "Почему цветок?"  Я, например, всегда хочу спросить: почему этот предмет становится для вас сначала словом, а уже потом чем-то ещё? Разве природа, дух вещей - это слово, которым его называют?  Разве можно научить ребёнка чувствовать вещи ассиметричным дуализмом языкового знака с прицепленными, забетонированными свойствами понятий? Как через это проникать в "главное меню" составляющей вселенной - воспринимать мир чувствами, воспринимать себя в мире ощущениями себя? Собственное Я, скорее всего, тоже ляжет прямо с рождения под пресс ожиданий - вот так ты должен спать, вот тогда-то ходить, вот так реагировать, вот сяк себя вести. А потом к 30 годам человек понятия не имеет, кто он, где он, зачем всё это вокруг и что с этим делать. 
Но победителей готовят заранее и они строят "правильные" пирамидки. А потом офисным планктоном стройными рядами, не выбиваясь из серой массы, топают на встречу светлому будущему, которое тебе нельзя менять силой своего воображения. Иначе вдруг ты поймёшь что-то очень важное и станешь не удобной управляемой машиной с запрограммированными мозгами, а кем-то ещё...

Comments

( 32 пнули малыша — Пни малыша )
vereskovi_les
Apr. 12th, 2011 02:14 pm (UTC)
А-а-а! Точно. Точнее быть не может.
dumaidumai
Apr. 12th, 2011 02:56 pm (UTC)
:) Ну мы ж "неправильные" :)))
(no subject) - vereskovi_les - Apr. 12th, 2011 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumaidumai - Apr. 12th, 2011 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vereskovi_les - Apr. 12th, 2011 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mara_dn - Mar. 2nd, 2013 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - vereskovi_les - Mar. 2nd, 2013 10:13 am (UTC) - Expand
natashav
Apr. 12th, 2011 02:18 pm (UTC)
Вот, очень "правильное" сообщение.:)))) Меня выводит слово правильный или неправильный.
dumaidumai
Apr. 12th, 2011 02:57 pm (UTC)
Да вот "правильное" "правильнее "неправильного", а "добро" обязательно доброе, а "зло" - злое :)))))
redlis
Apr. 12th, 2011 02:40 pm (UTC)
Прекрасно!

Да-да, почему это ваш ребенок не показывает пальчиками, сколько ему лет? Как не учили? Почему не учили?.. Ребенок, скажи, что ты делаешь, когда маленькая стрелка показывает на цифру "1"? Как не знаешь? В это время ложатся на дневной сон, все это знают.

Но в целом всё верно, общество и должно состоять на 90% из стандартизированных членов, иначе будет анархия мать порядка, некому станет ни бумажки носить, ни гайки крутить, ни бухгалтерские балансы ваять.
dumaidumai
Apr. 12th, 2011 02:52 pm (UTC)
Нет, это, конечно, всё ясно, что - "ах,какой кашмар, одно сплошное быдло!" - "да? а кто будет водителями такси, мусорщиками, фрезеровщиками? " Но разве у роботов среднего звена нет сердца? :))) Они тоже иногда вдруг так поглядят в ночное небо, а там - звёзды, звёзды, и взгруснётся роботу, и может даже совсем он скиснет, и даже может настолько, что ему понадобиться профессиональная помощь. "Доктор, зачем я живу?" Всё равно, как бы примитивно не был устроен человек, в нём тот же дух, та же природа. И разве бы ты отказалась от продавца, дворника, курьера с творческим подходом к жизни? Приносит человек продукты, а на пакетиках бантики :))) И на прощание тебе Заратуштру цитирует :) А самое главное - не злиться, не страдает от того, кто он в данный момент есть, принимает свою жизнь. Он просто счастлив на своей работе бухгалтера. А так, у нас эти 90% мучаются мученически от нереализованности, съедаемые завистью. Ты простой, жизнь твоя простая, но ты в гармонии с собой. Потому что ты не чувствуешь себя именно закованным в эти условия, как тебя с детства пригвоздили "надо получить образование бухгалтера, всегда найдёшь работу", и ты повинно топал "на бухгалтера". "Правильно" организовывал свою жизнь... Но не себя совершенно...
(no subject) - redlis - Apr. 12th, 2011 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumaidumai - Apr. 12th, 2011 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumaidumai - Apr. 12th, 2011 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - honey_lana - Apr. 13th, 2011 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dumaidumai - Apr. 13th, 2011 08:01 am (UTC) - Expand
orange_sky_bird
Apr. 12th, 2011 03:07 pm (UTC)
ох, все так. И еда должна быть правильная, из банок-бутылок. Как у всех.
dumaidumai
Apr. 12th, 2011 03:14 pm (UTC)
Это я уже молчу о том, зачем чувствовать СВОЙ собственный организм ;) Собственное тело - гаджет, чё...
(no subject) - redlis - Apr. 12th, 2011 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dumaidumai - Apr. 12th, 2011 05:31 pm (UTC) - Expand
athen_a
Apr. 13th, 2011 08:19 am (UTC)
Извините, перепостила вчера у себя, не предупредив О-)
Прекрасная статья.
dumaidumai
Apr. 13th, 2011 08:31 am (UTC)
да всегда пожалуйста и без предупреждений :)))
спасибо!
leo_jazz
Apr. 14th, 2011 12:14 pm (UTC)
нравится мне твой слог. :) очень занимательно :)
Я как-то давно давным зашла к тебе в жужу походила, полистала и почитала тэги... покрутила у виска и вышла :)))))
а сейчас думаю, а что... вполнесебе милые тэги :) очень тебя отражают :)))
Только вот это какое надо иметь мышление, чтобы помнить какой тэг какой смысел отображает... вот например загадочное для меня слово фтагхнг - оно аж в 4х вариациях есть, и ведь каждое что-то да значит :))
И этто... заберите у нас часть жары :)) по очучениям уже чуть ли не июнь, а на календаре вовсе даже апрель :)
happy_feona
Apr. 14th, 2011 08:07 pm (UTC)
"Мы с детства привыкли что то-то и то-то невозможно, но всегда находится невежа который этого не знает. Вот он и совершает открытие. Эйнштейн
"
dumaidumai
Apr. 15th, 2011 05:47 pm (UTC)
Ага, при чём, кто-то особенно ушлый сделает потом из любого открытия новый стандарт, без которого жить уже нибожимой неправильно :)
skitaltseva
Apr. 14th, 2011 10:06 pm (UTC)
Пришла по ссылке от Светы orange_sky_bird.
уж очень отзываются слова.
особенно про вот к 30 годам человек смотрит вокруг и не понимает, что с этим делать.
а можно перепостить на сайт kalugadeti.ru?
со ссылкой на журнал или еще куда, с фио или ником автора, как скажете.
dumaidumai
Apr. 15th, 2011 05:48 pm (UTC)
ответила вам в личку ))
luchinka007
Apr. 15th, 2011 09:54 pm (UTC)
Спасибо за пост! Только сегодня зарегистрировалась и сразу попала на самое актуальное для меня на данный момент. Перепостила к себе.
dumaidumai
Apr. 17th, 2011 08:41 am (UTC)
На здоровье!
pingback_bot
Sep. 21st, 2011 12:06 pm (UTC)
Сразу в точку
User lyuska_lidina referenced to your post from Сразу в точку saying: [...] мозгами, а кем-то ещё... Большое спасибо автору: http://dumaidumai.livejournal.com/362956.html [...]
pingback_bot
Oct. 3rd, 2011 09:27 am (UTC)
Сразу в точку
User dekabrina_ya referenced to your post from Сразу в точку saying: [...] мозгами, а кем-то ещё... Большое спасибо автору: http://dumaidumai.livejournal.com/362956.html [...]
livejournal
May. 8th, 2012 06:19 pm (UTC)
Сразу в точку
Пользователь alexanjanka сослался на вашу запись «Сразу в точку» в контексте: [...] мозгами, а кем-то ещё... Большое спасибо автору: http://dumaidumai.livejournal.com/362956.html [...]
( 32 пнули малыша — Пни малыша )

Последнее

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Ссылки

Метки

Powered by LiveJournal.com